Главная » 2018 » Октябрь » 4 » Какой я вижу сценарную индустрию через 10 лет
18:28
Какой я вижу сценарную индустрию через 10 лет

Прежде всего, давайте оглянемся назад. Киноиндустрия была мертва примерно 8 лет, с 1990-го до 1999-го. После дефолта и падения курса рубля стало дешевле снимать сериалы в России, чем покупать их в Латинской Америке.

Телеиндустрия стала драйвером киноиндустрии. Люди, работающие в кино, получили возможность буквально выжить, не умереть с голода между экранными проектами.

Дальше было двадцать лет бурного роста с некоторыми провалами – 2008-й, 2014-й, которые, впрочем, нас не убили, но сделали сильнее.

Самый бурный рост был в 2005-2008-м, когда рынок рос намного быстрее, чем успевали вырасти новые профессионалы. Это было прекрасное время, когда в кино и на телевидение можно было попасть буквально с улицы и даже, что называется, «по объявлению». Тогда еще продюсеры верили в то, что по улицам ходят никому не известные гениальные сценаристы и в ноутбуках у них лежат никем пока не прочитанные гениальные сценарии. Эта иллюзия быстро рассеялась.

После коррекции 2008-го рынок более-менее устаканился. Стало понятно, что «из ничего не выйдет ничего». Что людей нужно растить и что это процесс не быстрый. Именно тогда начала работу наша сценарная мастерская – сначала в формате бесплатных тренингов и мастер-классов, потом в виде живой мастерской.

В это время вокруг всех кинокомпаний стали собираться мини-комммюнити, которые быстро стали более-менее закрытыми. Попасть во внутренний круг стало намного сложнее.

В 2014-м мы перешли в онлайн и стали делать более масштабные сценарные обучающие проекты. За это время через наши бесплатные тренинги прошло 15 тысяч человек, а через мастерскую прошло около 400 человек. Понятно, что в масштабах нашей небольшой индустрии это весьма значительный поток. И понятно, что далеко не все они пока работают в индустрии. Сценарист зреет долго.

После того, как у нас все получилось, начался бум сценарных онлайн-школ. Из-за того, что мы были ролевой моделью для всех остальных, все новые киношколы начинали свою работу именно со сценарного факультета, что неправильно. На самом деле нужно начинать с актерского факультета, потом делать режиссерский, продюсерский и только после этого – сценарный. Если бы я делал киношколу широкого профиля, я бы делал именно так.

Что мы имеем сейчас. В России около 50 сценарных школ и факультетов. КПД у большинства не очень высокий, но это пока вполне закрывает потребности индустрии в новых авторах. Пока.

Нужно понимать, что телевидение и кино в России в 2018-м году – совсем не то же самое, что телевидение и кино в России в 1998-м или даже в 2008-м году. К хорошему быстро привыкаешь, но пора уже, чтобы кто-то сказал это вслух – русское кино больше не говно и русское кино больше не в жопе.

Наша индустрия делает очень качественные проекты, во многом – лучше многих других кинематографий. Скептики, вы не с Голливудом блин сравнивайте, вы сравнивайте с сопоставимыми по размеру рынками – не знаю, с Францией, с Италией, с Германией. У нас каждый год есть с десяток очень достойных фильмов и с десяток очень достойных сериалов и это очень много.

Сейчас подросли авторы, которые начали учиться в начале нулевых, а работать начали сразу после кризиса 2008-го.  И они – огонь.

Что будет дальше?

Телевидение будет медленно падать, сокращая рейтинги, доходы, заказ, бюджеты. Это тоже пока незаметно взгляду, но если посмотреть в ретроспективе – лет за десять ящик упал сильно. Все больше и больше будет потребности в малобюджетных историях, которые «держат» за счет истории.

Кино будет расти по мере строительства новых кинотеатров. Я думаю, здесь есть резерв для 4-8-кратного роста в течение следующих двадцати лет.

И мы все глубже будем интегрироваться в мировой рынок. Не в Америку, конечно, но Южная Америка, Азия, Африка, Австралия – есть еще много стран на букву «А».

Будет очень сильно расти интернет. Я сейчас не про ютуб. Ютуб – это скорее песочница, на которой будут отрабатываться новые темы. Я думаю, все, у кого есть свое производство, будут сейчас запускать свои «мини-нетфликсы». ТНТ уже запустил свой «ТНТ-премьер», причем отдав туда мощный новый сериал. Я думаю, продолжение тут последует.

Подтянутся и другие. Надеюсь, неудачи (типа попытки проката «Бессоницы» компанией «Дикси») пыла не охладят.

А на самом деле просто выхода нет. Зритель ушел от экранов телевизоров в телефон. Точка. И постепенно уйдет туда весь.

И вот там будет Главная Битва следующего десятилетия.

Новая нефть на самом деле не биткоины, а внимание. И вот туда будут направлено внимание зрителя и там будут все деньги.

Какие там особенности. Совершенно безразмерный рынок. Количество эфирных часов телеканала конечно и имеет разный вес. По сути каждый канал имеет 4-5 часов прайма в сутки, за которые ему нужно зацепить зрителя.

В интернете время ничем не ограничено. Ограничено только внимание, за которое мы конкурируем.

А это значит, что нужно будет создавать огромное количество контента.

Платить за это будут очень по-разному. Будет возможность и войти в бесплатный проект. И работать много и задешево. И будут бутиковые проекты с циклом 3-4 года и семизначными (в рублях) гонорарами.

Какие тут я вижу последствия для сценаристов:

  1. Дикая конкуренция. Тендеры, замена автора на любой стадии.
  2. Большое значение приобретает личный бренд. Если вас знают – повышаются ваши шансы по крайней мере на первую встречу и тестовое задание.
  3. Бешеный разброс по деньгам. «Среднего по рынку» гонорара больше не будет никогда. Богатые авторы будут еще богаче, бедные авторы будут еще беднее.
  4. Топовые авторы массово будут уходить в шоураннеры просто потому что сами будут не справляться с потоком заказов, а гонорары «верхушки» вырастут достаточно, чтобы выдержать «законное» делегирование.
  5. Условные «Нетфликс» и «Амазон» будут покупать новые российские кино и сериальные проекты задешево уже на стадии заявки. Я думаю, это начнется в течение 2-3 лет.
  6. Море работы и море возможностей на любой вкус. Не получилось работать с крупной компании – всегда есть новички, которые горят желанием штурмовать вершины.
  7. Качество топовых проектов будет расти.
  8. Качество всех остальных проектов будет падать.
  9. Внутри индустрии будут стихийно появляться «мини-профсоюзы», неформальные объединения, трастовые сговоры, неофициальные синдикаты. Будут стычки.
  10. Будут попытки ввести какие-то творческие ограничения типа «кодекса Хейса». Появляться они будут снизу, а инспирироваться сверху. Раньше уже были попытки ввести всякие «этические хартии», но они не работали. А этот новый кодекс будет работать.
  11. Появится более или менее официальный «черный список», попадание в который будет означать конец карьеры.
  12. Тем не менее всегда будет возможность сделать заметный проект «вне системы».
  13. Выживут и будут неплохо себя чувствовать люди, настроенные на долгую жизнь и на долгую карьеру.
  14. С очень высокой степенью вероятности в течение следующих десяти лет кино из России возьмет «Оскар» или «Золотую Пальмовую ветвь». И автора этого фильмы мы знаем уже сейчас. То есть это кто-то, кто уже работает в индустрии.
  15. Русского HBO не будет никогда, забудьте.
  16. Но вероятно появится русский «Нетфликс», причем скорее всего это будет условный телеканал «Пятница», который превратится в эфирное приложение к собственному сайту.
  17. Сценаристы никогда не будут заправлять всем в индустрии. И это правильно.
  18. Зато сценаристы будут получать роялти в размере 1-1,5 процентов.
  19. Первый миллион долларов за российский сценарий будет заплачен в течение следующих трех-пяти лет.
  20. Все больше сценаристов будут пробовать себя в режиссуре и продюсировании. Когда я говорю «все больше» - я имею в виду, что это будут десятки, может быть, сотни таких попыток.
  21. Через десять лет в России будет в десять раз больше сценаристов, чем сейчас.
  22. Александр Завенович, дай бог ему здоровья, будет по-прежнему давать интервью о том, что в России нет сценаристов.  

Пишите сценарии!

Ваш

Молчанов

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 151 | Добавил: amolchanov
Всего комментариев: 0
avatar